Программа Клуб "Акулы пера" (9-11 лет)
Пояснительная
записка
Программа Клуб «Акулы
пера» разработана на основе Типовой программы дополнительного образования
детей и молодежи
(общественно-гуманитарный профиль. Постановление Министерства
образования Республики Беларусь от 06.09.2017г. №123).
Программа Клуб «Акулы пера» предусматривает ознакомление
учащихся с понятием журналистика как вида творческой деятельности, её задачами
и функциями, спецификой различных средств массовой информации, терминами СМИ.
Программа ориентирована на развитие личностных качеств
учащихся, что позволит им максимально раскрыться и творчески проявить себя,
научит свободно мыслить и выражать свое мнение. Также особое внимание уделяется
развитию у учащихся умению стилистически грамотно выражать свои мысли как
письменно, так и устно.
Актуальность
программы состоит в том, что содержание программы расширяет знания, получаемые учащимися в
учреждениях общего среднего образования в области знаний русского языка,
литературы, общественно-гуманитарных предметов.
Цель программы: Формирование у учащихся начальных знаний по
специальности журналистика, умения работы с информацией.
Задачи:
-
обучить основам использованию
современных информационных технологий;
-
развивать
интеллектуальные и творческие способности обучающихся, инициативность, умение пользоваться
информационными источниками;
-
формировать навыки
взаимоотношений и опыта совместной деятельности, воспитывать
уважительное отношение между членами коллектива.
Организационные условия реализации программы
Программа
рассчитана на обучающихся в возрасте от 9 до 11 лет. Общее количество 144 часов
в год. Периодичность занятий 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Количественный состав обучения:
1 год обучения:
Возраст учащихся 9-10 лет. Занятия проводятся 2 раза в
неделю по 2 академических часа. Общее количество часов в год – 144 часа.
Количественный состав 12-15 человек.
2 год обучения:
Возраст учащихся 10-11 лет. Занятия проводятся 2 раза
в неделю по 2 академических часа. Общее количество часов в год – 144 часа.
Количественный состав 10-12 человек.
Форма
организации учебной деятельности групповая.
Материально-техническое обеспечение
Аппаратные средства:
-
персональный
компьютер,
-
принтер;
-
цифровой
фотоаппарат.
Занятия проходят в отдельном помещении, которое должно
соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и нормам безопасного поведения.
Задачи 1 года обучения:
-
изучить
основные понятия журналистской деятельности и научиться писать информационные
тексты;
-
развивать
первичные навыки сбора информации;
-
воспитывать
умение общаться с людьми.
Учебно –
тематический план 1 год обучения
№ п.п. |
Название темы |
Количество часов, |
||
в том числе |
||||
Всего часов |
Теоретические |
Практические |
||
|
Вводное
занятие. |
2 |
2 |
- |
1. |
Основные понятия, функции
журналистики |
12 |
4 |
8 |
2. |
Журналистика в обществе |
10 |
3 |
7 |
3. |
Основы
работы с информацией |
15 |
5 |
10 |
4. |
Основы
работы с текстом |
15 |
4 |
11 |
5. |
Особенности
написания публицистического текста |
16 |
5 |
11 |
6. |
Основы
фотожурналистики |
15 |
4 |
11 |
7. |
Фотография как средство передачи информации |
9 |
3 |
6 |
8. |
Основы интернет-журналистики |
9 |
3 |
6 |
9. |
Основы
ведения блога |
15 |
4 |
11 |
10. |
Создание печатной многотиражной газеты |
9 |
3 |
6 |
11.
|
Работа по созданию номера печатной
многотиражной газеты |
15 |
4 |
11 |
|
Итоговое
занятие |
2 |
|
2 |
|
Итого |
144 |
44 |
100 |
Содержание программы
Вводное занятие. Знакомство. Правила безопасного
поведения на занятиях. Игра «Кто такой журналист?»
Тема 1. Основные понятия, функции
журналистики.
Виды и жанры журналистики. Основные понятия, функции журналистики.
Практическое
занятие: Практическая работа «Определение жанра». Игра «Заметки
на коленке». Творческая работа «Объявления». Коммуникативная игра «Рекламщики».
Тема 2.
Журналистика в обществе
История журналистики. Этика журналиста.
Практическое
занятие: Квест-игра «Путешествие во времени». Игра «Культура
общения». Коммуникативная игра «Действие и результат». Игра «Верю - не верю».
Тема 3. Основы работы с информацией
Источники информации и работа с ними. Поиск
информации. Интервью и опрос.
Практическое
занятие: Квест-игра «На поиски информации». Экскурсия «А у нас
во дворе». Практическая работа «Интервью» (работа с диктофоном). Практическая
работа «Опрос» (работа с диктофоном). Игра «Необычные вопросы».
Тема 4.
Основы работы с текстом
Выбор темы для статьи, раскрытие темы. Основные правила написания текста. Структура
статьи.
Практическое
занятие: Экскурсия «На поиски впечатлений». Игра «Описание».
Практическая работа «Репортаж». Практическая работа «Набор текста и его
обработка в приложениях мобильных устройств или на компьютере» (работа с
мобильными устройствами и персональным компьютером).
Тема 5. Особенности написания
публицистического текста
Заголовок. Лид. Стилистическое богатство языка.
Практическое
занятие: Игра «Заголовок». Практическая работа «Такие разные
заголовки». Творческая работа «10 вступлений к тексту». Игра «Словарный запас».
Игра «Карта слов». Игровое мероприятие «Премия Акулы пера».
Тема 6.Основы фотожурналистики
Фотожурналистика и особенности работы фотожурналиста.
Средства для создания фотографии. Основы репортажной съемки.
Практическое
занятие: Игра «Говорящие» фото». Игра «Подпись к фото».
Практическая работа «Знакомство с фототехникой». Экскурсия «Фоторепортаж»
(работа с фотокамерой).
Тема 7. Фотография как средство передачи информации
Информационная нагрузка фотографии. Фото действий.
Практическое
занятие: Квест-игра «Фотозагадки». Практическая работа
«Фотоистория» (работа с фотокамерой). Игра «Фотозадания» (работа с
фотокамерой).
Тема 8. Основы интернет-журналистики
Разновидности информационных сайтов и блогов. Основы
информационной безопасности.
Практическое
занятие: Игра «Своими словами». Творческая работа «Идея для
моего блога». Дискуссия «Моя безопасность».
Тема 9. Основы ведения блога
Личность блогера и его сайт. Создание контента.
Практическое
занятие: Дискуссия «Мой любимый блогер». Игра «Фантазёры». Игра
«Размышления». Творческая работа «Сам себе художник». Экскурсия «Своими
глазами». Практическая работа «Создание контента» (работа с мобильными
устройствами и персональным компьютером)
Тема 10. Создание
печатной многотиражной газеты
Теория: Процесс создания газеты. Дизайн. Редакционный
коллектив.
Практическое
занятие: Творческий проект «Моя газета».
Практическая работа «Дизайн и оформление газеты». Ролевая игра «Моя редакция».
Тема 11. Работа
по созданию номера печатной многотиражной газеты
Определение темы номера и тем для материалов.
Визуальное наполнение полос.
Практическое
занятие: Мозговой штурм «О чем писать?».
Экскурсия «По заданию редакции». Практическая работа «Фото в номер» (работа с
фотокамерой). Практическая работа «Создание и подбор материалов для газеты»
(работа с персональным компьютером).
Итоговое занятие. Конкурс «Журналистская
схватка» (выполнение заданий по пройденным темам).
Ожидаемые
результаты
Знать:
-
основные понятия и функции журналистики;
-
основы создания публицистических текстов;
-
видовые особенности журналистики;
-
процесс создания печатных СМИ.
Уметь:
-
работать с информацией;
-
делать простые снимки фотокамерой мобильного
устройства и фотоаппаратом;
-
набирать текст в приложениях мобильного устройства
или программах на персональном компьютере.
Владеть навыками:
-
общения с людьми;
-
организации личной работы по созданию
публицистического материала;
-
командной работы.
Задачи 2 года обучения:
-
изучить
особенности грамотного создания различных публицистических материалов;
-
развивать
навыки работы с фотоаппаратом и видеокамерой;
-
воспитывать
умение работать в команде для создания
общего проекта.
Учебно –
тематический план
№ п.п. |
Название темы |
Количество часов, |
||
в том числе |
||||
Всего часов |
Теоретические |
Практические |
||
|
Вводное
занятие. |
2 |
2 |
- |
1. |
Интеллектуальная
база журналистской деятельности |
9 |
2 |
7 |
2. |
Основы творческой деятельности
журналиста |
15 |
4 |
11 |
3. |
Стилистика и развитие речи |
12 |
4 |
8 |
4. |
Корректура и редактирование |
8 |
2 |
6 |
5. |
Жанры фотографии |
12 |
4 |
8 |
6. |
Творчество
в фотографии |
12 |
3 |
9 |
7. |
Знакомство
с радиожурналистикой |
12 |
4 |
8 |
8. |
Знакомство
с тележурналистикой |
12 |
4 |
8 |
9. |
Создание
газеты |
15 |
4 |
11 |
10. |
Развлекательные
материалы в газете |
9 |
3 |
6 |
11. |
Ведение
видеоблога |
12 |
4 |
8 |
12. |
Технические
особенности работы с видео |
12 |
4 |
8 |
|
Итоговое
занятие |
2 |
|
2 |
|
Итого |
144 |
44 |
100 |
Содержание программы
Вводное занятие. Цели и задачи работы клуба. Правила безопасного поведения на занятиях.
Тема 1. Интеллектуальная база журналистской
деятельности.
Интеллектуальное развитие и
знания журналиста. Специализация и
интересы журналиста.
Практическое
занятие: Викторина «В мире знаний». Игра
«Значение слов». Коммуникативная игра «Я эксперт».
Тема 2. Основы
творческой деятельности журналиста.
Творческий
процесс. Методы сбора информации. Слухи и факты. Наблюдение – как метод
сбора информации.
Практическое
занятие: Игра «Сухие факты». Коммуникативная
игра «Слухи». Игра «Что я вижу?». Практическая работа «В мире «Эврики».
Экскурсия «Наблюдение за событиями».
Тема 3.
Стилистика и развитие речи.
Основные стилистические ошибки и красота речи.
Стилистические особенности публицистики. Художественные особенности
журналистского текста.
Практическое
занятие: Игра «Связанный текст». Игра «Еще
короче». Игра «Синонимы». Игра «Скажи иначе».
Тема 4. Корректура и редактирование.
Работа корректора. Работа редактора.
Практическое
занятие: Тест «Поиск ошибок». Практическая
работа «Редактирование текста». Практическая работа «Подготовка материалов к
публикации».
Тема 5. Жанры в фотографии.
Жанры фотографии. Портретная фотосъемка. Макросъемка.
Практическое
занятие: Практическая работа «Репортажная
фотосъемка». Игра «Портреты эмоций» (портретная фотосъемка). Экскурсия «Моя
фотоистория» (макросъемка).
Тема 6. Творчество в фотографии.
Оригинальный взгляд фотографа. Идея в
фотопроизведении.
Практическое
занятие: Игра «Угол зрения». Игра
«Моя «Эврика» в фото». Игровое мероприятие «Премия «Акулы пера».
Тема 7. Знакомство с радиожуналистикой.
Радио и журналистика –
основные понятия. Сценарий и его значение.
Практическое
занятие: Творческий проект «Мини-сценарий
для радиопередачи». Творческая работа «Плейлист на радио». Практическая работа
«Подготовка новостей». Ролевая игра «Радиоэфир».
Тема 8. Знакомство с тележурналистикой.
Особенности работы тележурналиста. Жанры телевизионных
передач.
Практическое
занятие: Практическая работа
«Видеоинтервью». Игра «Реклама». Практическая работа «Видеозарисовка». Ролевая
игра «Диктор новостей».
Тема 9. Создание
газеты.
Акценты и оформительские решения. Особенности
распределения материалов в газете. Вёрстка.
Практическое
занятие: Экскурсия «Это интересно!» (сбор
информации для материалов газеты). Практическая работа «Написание материала для
газеты». Творческий проект «Рождение газеты».
Тема 10. Развлекательные
материалы в газете.
Жанры развлекательной журналистики. Рецензия и обзор.
Кроссворды и задания в газетах.
Практическое
занятие: Практическая работа «Рецензии и
обзоры». Игра «Фразы и цитаты». Творческая работа «Загадки и задания в газете».
Тема
11. Ведение видеоблога.
Особенности создания
видеоконтента. Создание видеоблога.
Практическое
занятие: Практическая работа «Разговор на камеру». Экскурсия «Мой первый ролик».
Практическая работа «Развлекательный контент».
Тема 12.
Технические особенности работы с видео.
Основы монтажа видео.
Озвучка и видеоэффекты.
Практическое
занятие: Практическая работа «Монтаж видео». Практическая работа «Озвучка видео».
Творческий проект «Мультфильм».
Итоговое занятие. Презентация проекта «Мой
мультфильм».
Ожидаемые
результаты
По окончании обучения учащиеся
должны:
знать:
-
стилистические
нормы языка;
-
основные
разновидности публицистических материалов;
-
основные
особенности работы с видео и фото;
уметь:
-
работать
с фотоаппаратом и видеокамерой;
-
работать
в видеоредакторе;
-
создавать
простые журналистские материалы;
-
иллюстрировать
текстовые материалы;
владеть навыками:
-
создания
печатной многотиражной газеты;
- организации своей работы и работы в команде.
Формы подведения итогов образовательной
программы
Творческий проект «Наша многотиражная газета». Итогом работы объединения
становится выпуск многотиражной газеты, в которой дети публикуют все свои
творческие работы.
Формы и методы реализации
программы
Приоритетным методом обучения является практическая
деятельность. Благодаря этому учащиеся могут попробовать себя в различных
ролях, получить практические журналистские навыки и создать свой творческий
продукт, который будет результатом их труда.
Программа
Клуб «Акулы пера» ориентирована на большой объем практических, творческих
работ, в том числе и с использованием персонального компьютера и других
технических средств (фотоаппарата, видеокамеры). Обучающиеся получают навыки
набора текста, фотосъемки, видосъемки и монтажа, а также знакомятся с версткой
газеты.
Игры, которые активно применяются в программе,
способствуют легкому усвоению даже трудного материала, а также развивают
творческие способности.
При
проведении занятий используются формы работы:
- групповая;
- индивидуальная.
На
занятиях применяются методы работы:
-
словесные;
-
практические;
-
исследовательские;
-
наглядные.
В процессе реализации данной программы наряду с
традиционными типовыми занятиями внедряются такие формы организации образовательного процесса, как:
- беседа;
- дискуссия;
- творческие работы;
- экскурсии;
- игры;
- презентации;
- фотосъемка;
- интервью;
- квесты;
- проектная
деятельность;
- видеосъемка.
Литература
и информационные ресурсы
1.
Кодекс Республики Беларусь об образовании:
с изм. и доп., внесенными Законом Республики Беларусь от 4 янв. 2014 г. – Минск
: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. - 400 с.
2.
Аграновский, В.А. Ради единого слова / В.А. Аграновский. – Москва: Мысль, 1978.
– 168 с.;
3.
Васильева,
Л.А. Делаем новости: учебное пособие / Л.А. Васильева. – Москва: Аспект Пресс,
2003. – 457 с.;
4.
Кузнецов,
Г.В. Так работают журналисты ТВ / Г.В. Кузнецов.– Москва:
Издательство МГУ, 2004;
5.
Ким М.Н. «Основы творческой деятельности
журналиста» - Питер, 2011 г.
6.
Рэндалл,Д.
Универсальный журналист /Рэндалл, Д. – Москва: Международный центр
журналистики, 1996. – 120 с.;
7.
Прохоров Е.П. «Введение в
теорию журналистики» - Аспект-Пресс, 2011 г.
8.
Гринберг
А.Д., Гринберг С. Цифровые изображения. - Минск. ООО Попурри, 1997.
9.
Вагапова
Д. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М., 2001 г.;
10.
Вельц
Д.Я., Дорожкина Т.Н. Основы риторики. Уфа 1997 г.;
11.
Засорина Т.В., Федосова Н. Профессия
журналист. Ростов н/Д., 1999 г.;
12.
Корконосенко С.Г. «Основы
творческой деятельности журналиста», 2000 г.
13.
Земцова
З.Г. Искать себя // Внешкольник, 2001, №7;
14.
Мирошниченко
М. Азбука журналистики. [Текст] /М. Мирошниченко. – М. Журфак, 2009;
15.
Варустин
Л. Тайна газетной строки. [Текст] / Л. Варустин. – М.: Юность, 2010;
16.
Работа
современного репортёра, Под ред. проф. Я.Н. Засурского. [Текст] - М.:
МГУ им. М.В. Ломоносова, / 2010;
17.
Залогова
Л.А. Компьютерная графика. Учебное пособие, М., БИНОМ, 2006;
18.
Карасёва Э.В., Чумаченко И.Н..
Шаг за шагом. Photoshop CS 2 М.: ООО «Издательство АСТ»: Издательство «НТ
Пресс», 2005
19.
http://www.web-silver.ru/photoshop/
20.
https://www.adme.ru/zhizn-nauka/100-besplatnyh-onlajn-kursov-na-russkom-yazyke-858360/
Комментарии
Отправить комментарий