Программа Клуб "Акулы пера" (9-11 лет)

Пояснительная записка

          Программа  Клуб «Акулы пера» разработана на основе Типовой программы дополнительного образования детей и молодежи  (общественно-гуманитарный профиль. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 06.09.2017г. №123).

Программа Клуб «Акулы пера» предусматривает ознакомление учащихся с понятием журналистика как вида творческой деятельности, её задачами и функциями, спецификой различных средств массовой информации, терминами СМИ.

Программа ориентирована на развитие личностных качеств учащихся, что позволит им максимально раскрыться и творчески проявить себя, научит свободно мыслить и выражать свое мнение. Также особое внимание уделяется развитию у учащихся умению стилистически грамотно выражать свои мысли как письменно, так и устно. 

Актуальность программы состоит в том, что содержание программы  расширяет знания, получаемые учащимися в учреждениях общего среднего образования в области знаний русского языка, литературы, общественно-гуманитарных предметов.

 

Цель программы: Формирование у учащихся начальных знаний по специальности журналистика, умения работы с информацией.

 

Задачи:

-                   обучить основам использованию современных информационных технологий;

-                   развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, инициативность, умение пользоваться информационными источниками;

-                   формировать навыки взаимоотношений и опыта совместной деятельности, воспитывать уважительное отношение между членами коллектива.

 

Организационные условия реализации программы

Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 9 до 11 лет. Общее количество 144 часов в год. Периодичность занятий 2 раза в неделю по 2 академических часа. Количественный состав обучения:

1 год обучения:

Возраст учащихся 9-10 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Общее количество часов в год – 144 часа. Количественный состав 12-15 человек.

2 год обучения:

Возраст учащихся 10-11 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Общее количество часов в год – 144 часа. Количественный состав 10-12 человек.

Форма организации учебной деятельности групповая.

 

Материально-техническое обеспечение

Аппаратные средства:

-              персональный компьютер,

-              принтер;

-              цифровой фотоаппарат.

Занятия проходят в отдельном помещении, которое должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и нормам безопасного поведения.

 

Задачи 1 года обучения:

-       изучить основные понятия журналистской деятельности и научиться писать информационные тексты;

-       развивать первичные навыки сбора информации;

-       воспитывать  умение общаться с людьми.

 

 

Учебно – тематический план 1 год обучения

п.п.

Название темы

Количество часов,

в том числе

Всего часов

Теоретические

Практические

 

Вводное занятие.

2

2

-

1.

Основные понятия, функции журналистики

12

4

8

2.

Журналистика в обществе

10

3

7

3.

Основы работы с информацией

15

5

10

4.

Основы работы с текстом

15

4

11

5.

Особенности написания публицистического текста

16

5

11

6.

Основы фотожурналистики

15

4

11

7.

Фотография как средство передачи информации

9

3

6

8.

 

Основы интернет-журналистики

9

3

6

9.

Основы ведения блога

15

4

11

10.

Создание печатной многотиражной газеты

9

3

6

11.

Работа по созданию номера печатной многотиражной газеты

15

4

11

 

Итоговое занятие

2

 

2

 

Итого

144

44

100

 

 

Содержание программы

Вводное занятие. Знакомство. Правила безопасного поведения на занятиях. Игра «Кто такой журналист?»

 

Тема 1. Основные понятия, функции журналистики.

Виды и жанры журналистики. Основные понятия, функции журналистики.

Практическое занятие: Практическая работа «Определение жанра». Игра «Заметки на коленке». Творческая работа «Объявления». Коммуникативная игра «Рекламщики».

 

  Тема 2. Журналистика в обществе

История журналистики. Этика журналиста.

Практическое занятие: Квест-игра «Путешествие во времени». Игра «Культура общения». Коммуникативная игра «Действие и результат». Игра «Верю - не верю».

 

Тема 3. Основы работы с информацией

Источники информации и работа с ними. Поиск информации. Интервью и опрос.

Практическое занятие: Квест-игра «На поиски информации». Экскурсия «А у нас во дворе». Практическая работа «Интервью» (работа с диктофоном). Практическая работа «Опрос» (работа с диктофоном). Игра «Необычные вопросы».

 

Тема 4. Основы работы с текстом

Выбор темы для статьи, раскрытие темы. Основные правила написания текста. Структура статьи.

Практическое занятие: Экскурсия «На поиски впечатлений». Игра «Описание». Практическая работа «Репортаж». Практическая работа «Набор текста и его обработка в приложениях мобильных устройств или на компьютере» (работа с мобильными устройствами и персональным компьютером).

 

Тема 5. Особенности написания публицистического текста

Заголовок. Лид. Стилистическое богатство языка.

Практическое занятие: Игра «Заголовок». Практическая работа «Такие разные заголовки». Творческая работа «10 вступлений к тексту». Игра «Словарный запас». Игра «Карта слов». Игровое мероприятие «Премия Акулы пера».

 

Тема 6.Основы фотожурналистики

Фотожурналистика и особенности работы фотожурналиста. Средства для создания фотографии. Основы репортажной съемки.

Практическое занятие: Игра «Говорящие» фото». Игра «Подпись к фото». Практическая работа «Знакомство с фототехникой». Экскурсия «Фоторепортаж» (работа с фотокамерой).

 

Тема 7. Фотография как средство передачи информации

Информационная нагрузка фотографии. Фото действий.

Практическое занятие: Квест-игра «Фотозагадки». Практическая работа «Фотоистория» (работа с фотокамерой). Игра «Фотозадания» (работа с фотокамерой).

 

Тема 8. Основы интернет-журналистики

Разновидности информационных сайтов и блогов. Основы информационной безопасности.

Практическое занятие: Игра «Своими словами». Творческая работа «Идея для моего блога». Дискуссия «Моя безопасность».

 

Тема 9. Основы ведения блога

Личность блогера и его сайт. Создание контента.

Практическое занятие: Дискуссия «Мой любимый блогер». Игра «Фантазёры». Игра «Размышления». Творческая работа «Сам себе художник». Экскурсия «Своими глазами». Практическая работа «Создание контента» (работа с мобильными устройствами и персональным компьютером)

 

Тема 10. Создание печатной многотиражной газеты

Теория: Процесс создания газеты. Дизайн. Редакционный коллектив.

Практическое занятие: Творческий проект «Моя газета». Практическая работа «Дизайн и оформление газеты». Ролевая игра «Моя редакция».

 

Тема 11. Работа по созданию номера печатной многотиражной газеты

Определение темы номера и тем для материалов. Визуальное наполнение полос. 

Практическое занятие: Мозговой штурм «О чем писать?». Экскурсия «По заданию редакции». Практическая работа «Фото в номер» (работа с фотокамерой). Практическая работа «Создание и подбор материалов для газеты» (работа с персональным компьютером).

 

Итоговое занятие. Конкурс «Журналистская схватка» (выполнение заданий по пройденным темам).

 

 

Ожидаемые результаты

Знать:

-       основные понятия и функции журналистики;

-       основы создания публицистических текстов;

-       видовые особенности журналистики;

-       процесс создания печатных СМИ.

 

Уметь:

-       работать с информацией;

-       делать простые снимки фотокамерой мобильного устройства и фотоаппаратом;

-       набирать текст в приложениях мобильного устройства или программах на персональном компьютере.

Владеть навыками:

-       общения с людьми;

-       организации личной работы по созданию публицистического материала;

-       командной работы.

 

Задачи 2 года обучения:

-       изучить особенности грамотного создания различных публицистических материалов;

-       развивать навыки работы с фотоаппаратом и видеокамерой;

-       воспитывать  умение работать в команде для создания общего проекта.

 

Учебно – тематический план

 

п.п.

Название темы

Количество часов,

 в том числе

Всего часов

Теоретические

Практические

 

Вводное занятие.

2

2

-

1.

Интеллектуальная база журналистской деятельности

9

2

7

2.

Основы творческой деятельности журналиста

15

4

11

3.

Стилистика и развитие речи

12

4

8

4.

Корректура и редактирование

8

2

6

5.

Жанры фотографии

12

4

8

6.

Творчество в фотографии

12

3

9

7.

 

Знакомство с радиожурналистикой

12

4

8

8.

Знакомство с тележурналистикой

12

4

8

9.

Создание газеты

15

4

11

10.

Развлекательные материалы в газете

9

3

6

11.

Ведение видеоблога

12

4

8

12.

Технические особенности работы с видео

12

4

8

 

Итоговое занятие

2

 

2

 

  Итого

144

44

100

 

 

Содержание программы

Вводное занятие. Цели и задачи работы клуба.  Правила безопасного поведения на занятиях.

Тема 1. Интеллектуальная база журналистской деятельности.

Интеллектуальное развитие и знания журналиста. Специализация и интересы журналиста.

Практическое занятие: Викторина «В мире знаний». Игра «Значение слов». Коммуникативная игра «Я эксперт».

Тема 2. Основы творческой деятельности журналиста.

Творческий  процесс. Методы сбора информации. Слухи и факты. Наблюдение – как метод сбора информации.

Практическое занятие: Игра «Сухие факты». Коммуникативная игра «Слухи». Игра «Что я вижу?». Практическая работа «В мире «Эврики». Экскурсия «Наблюдение за событиями».

 

 Тема 3. Стилистика и развитие речи.

Основные стилистические ошибки и красота речи. Стилистические особенности публицистики. Художественные особенности журналистского текста.

Практическое занятие: Игра «Связанный текст». Игра «Еще короче». Игра «Синонимы». Игра «Скажи иначе».

 

Тема 4. Корректура и редактирование.

Работа корректора. Работа редактора.

Практическое занятие: Тест «Поиск ошибок». Практическая работа «Редактирование текста». Практическая работа «Подготовка материалов к публикации».

 

Тема 5. Жанры в фотографии.

Жанры фотографии. Портретная фотосъемка. Макросъемка.

Практическое занятие: Практическая работа «Репортажная фотосъемка». Игра «Портреты эмоций» (портретная фотосъемка). Экскурсия «Моя фотоистория» (макросъемка).

 

Тема 6. Творчество в фотографии.

Оригинальный взгляд фотографа. Идея в фотопроизведении.

Практическое занятие: Игра «Угол зрения». Игра «Моя «Эврика» в фото». Игровое мероприятие «Премия «Акулы пера».

 

Тема 7. Знакомство с радиожуналистикой.

Радио и журналистика – основные понятия. Сценарий и его значение.

Практическое занятие: Творческий проект «Мини-сценарий для радиопередачи». Творческая работа «Плейлист на радио». Практическая работа «Подготовка новостей». Ролевая игра «Радиоэфир».

 

Тема 8. Знакомство с тележурналистикой.

Особенности работы тележурналиста. Жанры телевизионных передач.

Практическое занятие: Практическая работа «Видеоинтервью». Игра «Реклама». Практическая работа «Видеозарисовка». Ролевая игра  «Диктор новостей».

 

Тема 9. Создание газеты.

Акценты и оформительские решения. Особенности распределения материалов в газете. Вёрстка.

Практическое занятие: Экскурсия «Это интересно!» (сбор информации для материалов газеты). Практическая работа «Написание материала для газеты». Творческий проект «Рождение газеты».

Тема 10. Развлекательные материалы в газете.

Жанры развлекательной журналистики. Рецензия и обзор. Кроссворды и задания в газетах.

Практическое занятие: Практическая работа «Рецензии и обзоры». Игра «Фразы и цитаты». Творческая работа «Загадки и задания в газете».

 

Тема 11. Ведение видеоблога.

Особенности создания видеоконтента. Создание видеоблога.

Практическое занятие: Практическая работа «Разговор на камеру». Экскурсия «Мой первый ролик». Практическая работа «Развлекательный контент».

 

 

Тема 12. Технические особенности работы с видео.

Основы монтажа видео. Озвучка и видеоэффекты.

Практическое занятие: Практическая работа «Монтаж видео». Практическая работа «Озвучка видео». Творческий проект «Мультфильм».

 

Итоговое занятие. Презентация проекта «Мой мультфильм».

 

Ожидаемые результаты

По окончании обучения учащиеся должны: 

знать:

-       стилистические нормы языка;

-       основные разновидности публицистических материалов;

-       основные особенности работы с видео и фото;

уметь:

-         работать с фотоаппаратом и видеокамерой;

-         работать в видеоредакторе;

-         создавать простые журналистские материалы;

-         иллюстрировать текстовые материалы;

владеть навыками:

-       создания печатной многотиражной газеты;

-       организации своей работы и работы в команде.

 

Формы подведения итогов образовательной программы

Творческий проект «Наша многотиражная газета». Итогом работы объединения становится выпуск многотиражной газеты, в которой дети публикуют все свои творческие работы.

 

 

 

Формы и методы реализации программы

Приоритетным методом обучения является практическая деятельность. Благодаря этому учащиеся могут попробовать себя в различных ролях, получить практические журналистские навыки и создать свой творческий продукт, который будет результатом их труда.

Программа Клуб «Акулы пера» ориентирована на большой объем практических, творческих работ, в том числе и с использованием персонального компьютера и других технических средств (фотоаппарата, видеокамеры). Обучающиеся получают навыки набора текста, фотосъемки, видосъемки и монтажа, а также знакомятся с версткой газеты.

Игры, которые активно применяются в программе, способствуют легкому усвоению даже трудного материала, а также развивают творческие способности.

При проведении занятий используются формы работы:

-        групповая;

-        индивидуальная.

 

На занятиях применяются методы работы:

-       словесные;

-        практические;

-        исследовательские;

-        наглядные.

В процессе реализации данной программы наряду с традиционными типовыми занятиями внедряются такие формы организации образовательного процесса, как:

-   беседа;

-   дискуссия;

-    творческие работы;

-   экскурсии;

-   игры;

-   презентации;

-   фотосъемка;

-   интервью;

-   квесты;

-   проектная деятельность;

-   видеосъемка.

 

Литература и информационные ресурсы

1.        Кодекс Республики Беларусь об образовании: с изм. и доп., внесенными Законом Республики Беларусь от 4 янв. 2014 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. - 400 с.

2.    Аграновский, В.А. Ради единого слова / В.А. Аграновский. – Москва: Мысль, 1978. – 168 с.;

3.    Васильева, Л.А. Делаем новости: учебное пособие / Л.А. Васильева. – Москва: Аспект Пресс, 2003. – 457 с.;

4.    Кузнецов, Г.В. Так работают журналисты ТВ / Г.В. Кузнецов.– Москва: Издательство МГУ, 2004;

5.    Ким М.Н. «Основы творческой деятельности журналиста» - Питер, 2011 г.

6.    Рэндалл,Д. Универсальный журналист /Рэндалл, Д. – Москва: Международный центр журналистики, 1996. – 120 с.;

7.    Прохоров Е.П. «Введение в теорию журналистики» - Аспект-Пресс, 2011 г.

8.    Гринберг А.Д., Гринберг С. Цифровые изображения. - Минск. ООО Попурри, 1997.

9.    Вагапова Д. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М., 2001 г.;

10.                       Вельц Д.Я., Дорожкина Т.Н. Основы риторики. Уфа 1997 г.;

11.                       Засорина Т.В., Федосова Н. Профессия журналист. Ростов н/Д., 1999 г.;

12.                       Корконосенко С.Г. «Основы творческой деятельности журналиста», 2000 г.

13.                       Земцова З.Г. Искать себя // Внешкольник, 2001, №7;

14.                       Мирошниченко М. Азбука журналистики. [Текст] /М. Мирошниченко. – М. Журфак, 2009;

15.                       Варустин Л. Тайна газетной строки. [Текст] / Л. Варустин. – М.: Юность, 2010;

16.                       Работа современного репортёра, Под ред. проф. Я.Н. Засурского. [Текст] - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, / 2010;

17.                       Залогова Л.А. Компьютерная графика. Учебное пособие, М., БИНОМ, 2006;

18.                       Карасёва Э.В., Чумаченко И.Н.. Шаг за шагом. Photoshop CS 2 М.: ООО «Издательство АСТ»: Издательство «НТ Пресс», 2005          

19.                         http://www.web-silver.ru/photoshop/

20.                        https://www.adme.ru/zhizn-nauka/100-besplatnyh-onlajn-kursov-na-russkom-yazyke-858360/

21.                        http://pishivstol.ru/ 

22.                       https://glvrd.ru/

 

Комментарии

Поделиться с друзьями

Популярные сообщения