Эксперимент, как способ сбора информации

Один из очень увлекательных, но при этом сложных способов сбора информации – эксперимент.

Эксперимент – это действие, исследование, изучение, совершаемое для подтверждения или опровержения какой-либо теории.

Эксперименты бывают самые разные – отличаются по масштабам, объектам на которые направлены, по области, в которой проводятся.

Журналисты могут использовать самого разного рода опыты и исследования для получения информации. Сегодня, когда интернет предоставляет доступ к самой разной информации, кажется, что нет нужды самим что-то изучать. На практике же, материалы, написанные по собственным экспериментам, являются наиболее яркими и интересными для читателя. Не обязательно открывать что-то новое, но пропустить через себя любое исследование всегда полезно.

 

Итак, эксперименты, которые могут найти отражение в журналистике:

- физические

- химические

- биологические

- медицинские

- литературные

- творческие

- психологические

- социальные

- иные, в зависимости от области, в которой проводится исследование.

Также эксперименты делятся по способам проведения:

- лабораторный

- полевой

- натуральный и другие.

Можно выделить естественный и искусственный эксперименты, в зависимости от формирования условий его проведения.

Можно определить вид исследования по тому, с каким объектом будет проходить работа:

- направленные на социум

- на личность человека

- на природные объекты

- на вещества

- на предметы

В целом, классификаций экспериментов существует множество. Журналисту важно в первую очередь понимать, что он будет исследовать и для чего.

 

Любой эксперимент можно задумать по предварительному краткому плану:

  1. Суть исследования
  2. Цель изучения
  3. Теория или предположение, которое нужно подтвердить или опровергнуть
  4. Способ изучения
  5. Объект исследования
  6. Место исследования
  7. Условия, необходимые для проведения

 

На занятиях можно проводить самые разные эксперименты, при создании необходимых условий их проведения. Главное помнить, что конечная цель исследования – поделиться им и результатами с читателем или зрителем.

 

Направления исследований:

1. Можно подготовить физические эксперименты, которые выльются в научно-популярную статью. Интересно проводить целый ряд опытов с одним и тем же материалом или предметом.

2. Можно провести химические эксперименты, которые потом каждый сможет повторить у себя дома.

3. Интересно взять объект исследования и проверить его в различных условиях эксплуатации, чтобы проанализировать область его применения, качество, характеристики при эксплуатации. Так можно изучать игрушки, бытовые предметы, технику и многое другое, что позволит читателю понимать, что ожидать от покупки такого предмета и оценить необходимость, сравнить с аналогами.

4. Можно заняться творчеством – рисовать, шить, лепить и заниматься иными процессами по созданию собственного произведения. Любой из этих процессов в СМИ может стать мастер-классом, главное не забывать пошагово фиксировать свой опыт.

5. Поиск решения повседневных проблем нестандартными способами, чтобы упростить жизнь, сегодня называется модным словом лайфхак. Целые списки таких, облегчающих жизнь, действий становятся невероятно популярными.

6. Приготовление блюд, изучение продуктов питания, сравнение их между собой выливаются в полезные статьи для любого человека, ведущего домашнее хозяйство.

7. Очень интересными являются опыты, которые журналист ставит на себе для получения личных впечатлений и изучения своих возможностей. Таким образом, исследование позволяет судить о пользе или вреде, раскрывает трудности выполнения тех или иных действий, раскрывает психологический потенциал человека и позволяет научиться решать внутренние проблемы. Примеры таких исследований:

- молчать сутки (или более)

- отказаться от пользования интернетом и всеми возможностями современных гаджетов

- изучить большой объем информации за короткий срок

- бороться с вредными привычками, например, отказаться от сладкого на длительный срок

- приобретать полезные привычки

- научиться делать то, что никогда не делал

- побороть свой страх перед чем-то, испытать на себе, например, общение со змеями в террариумах

- поменять свой стиль в одежде

- разговаривать на другом языке

- и прочее…

8. Исследования поведения людей в разных ситуациях тоже весьма занимательны. Они позволяют делать открытия об обществе, отношениях, нормах и стереотипах. Выводы иногда становятся столь удивительными, что могут натолкнуть читателей к пересмотру своего отношения к чему-либо. Примеры:

- проверить реакцию людей на сообщения о чрезвычайной ситуации

- увидеть, готовы ли люди приходить на помощь

- посмотреть на отношение людей к тому или иному событию, поведению

- обратить внимание на реакцию людей на позитивные контакты (проявление внимания к незнакомым)

- узнать, как часто люди готовы нарушать моральные принципы

- понять, действуют ли установки, которые вбиваются в голову людям с детства

- изучить какая часть общества готова действовать, а какая будет игнорировать или просто наблюдать

- понять, что для людей действительно важно

9. Есть ряд экспериментов под общим названием «журналист меняет профессию». Они позволяют прожить день или иное время в «шкуре» другого, оценить трудности, радости иных профессий и социальных ролей. Не обязательно сразу становиться к станку или изображать из себя компетентного врача, но есть множество способов посмотреть с изнанки на жизнь других людей:

- стать няней (пусть и со своим младшим братом или племянником, но полноценно)

- стать волонтёром какого-либо проекта

- взять на себя обязанности мамы

- попробовать проводить занятия или мероприятия для своих друзей, знакомых

- не просто пощёлкать друга на телефон, но продумать и провести полноценную фотосессию

- попробовать создавать и продавать рукодельные вещички

- стать фрилансером в разных сферах

- полностью погрузиться в профессию блогера

- распространять рекламу

- найти подработку в качестве уборщика/гардеробщика/лаборанта

- попробовать себя на работе в сети быстрого питания

- выполнить тестовые задания для приёма на работу

- если профессия родителей или родных позволяет безопасно присоединиться, то проработать день в качестве помощника

- выгуливать собак или осуществлять другой уход за животными

- воспользоваться предложениями вторичной занятости для школьников

- посетить мастер-классы по ремеслам

- окончить курсы парикмахеров/мастеров по маникюру

- стать репетитором для детей начальной школы (можно родственников)

 

Таким образом, можно проводить личные исследования в самых разных областях, что в результате станет интересными материалами, которые помогут читателям задуматься, научиться чему-либо, пересмотреть свои взгляды, заинтересоваться какой-либо деятельностью.

 


Для практики хорошо использовать такие задания:

  1. Психологический эксперимент – или эксперимент над собой

Учащиеся получают задания как-нибудь себя проверить, испытать в какой-либо ситуации.

  1. Социальный эксперимент

Детям дается задание изучить поведение людей в какой-либо созданной ситуации или в реальных условиях.

  1. Создание творческого мастер-класса

Юные журналисты пробуют создать что-то своими руками, фиксируя каждый шаг.

  1. Деловая игра «Журналист меняет профессию»

Ребята пробуют себя в каком-либо деле, проведя за работой от нескольких часов до нескольких дней или даже недель.

  1. Проект «Тестировщики»

Учащимся предлагается протестировать какой либо продукт, товар, оценить его потребительские свойства, характеристики, стоимость и написать обзор.

  1. Проект «Исследователь»

Детям предлагается провести максимум исследований с определенным веществом или материалом, например, водой, бумагой, магнитом, камнями, красками, яйцом.

  1. Деловая игра «Волонтёр»

Юные журналисты выбирают любой волонтёрский проект и присоединяются к нему – участвуют в экологических акциях, помогают в сборе средств больным детям, организуют мероприятия для детей в детском доме, участвуют в археологических или иных поисковых акциях и прочее.

  1. Проект «Мероприятие»

Активным ребятам предлагается осуществить реализацию любого интересного им проекта, связанного с досугом – организовать и провести, от идеи до полноценной реализации.

Комментарии

  1. Отличная статья. Сейчас эксперименты очень популярны у тинейджеров, видеоблоги тому подтверждение. Спасибо, что учите не "хайпить", а экспериментировать осознанно :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Большое спасибо! Действительно, подростки очень любят эксперименты, особенно, когда есть поддержка команды, все делать легче и интереснее

      Удалить
  2. 👍🏼👍🏼👍🏼👍🏼👍🏼 очень хорошая статья!

    ОтветитьУдалить
  3. Статья действительно интересная, много полезной информации)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это очень хорошо, надеюсь, что все мои юные журналисты, при случае смогут восполнить свои знания

      Удалить

Отправить комментарий

Поделиться с друзьями

Популярные сообщения