Программа Клуб "Акулы пера" (11-14 лет)

 Пояснительная записка

Программа Клуб «Акулы пера» разработана на основе Типовой программы дополнительного образования детей и молодежи  (общественно-гуманитарный профиль. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 06.09.2017г. №123).

 

Программа Клуб «Акулы пера» предусматривает изучение основ   журналистики как вида профессиональной деятельности, её задач и функций, особенностей работы различных средств массовой информации.

Программа направлена на развитие коммуникативных компетенций  учащихся. Содержание программы создает условия для успешной социализации подростков в обществе. Особое внимание уделяется развитию у учащихся умению стилистически грамотно выражать свои мысли как письменно, так и устно.   

Актуальность программы состоит в том, что содержание программы дополняет изучение гуманитарных дисциплин общего среднего образования, направлена на углубление и расширение знаний обучающихся в области знаний русского языка, литературы, общественно-гуманитарных предметов.

 Цель программы: Формирование у учащихся основ  знаний в области журналистики,   развитие умений, необходимых для создания публицистических работ, способствующих развитию коммуникативных способностей.

Задачи:

-       обучить основным понятиям и особенностям журналистской деятельности, созданию простых публицистических текстов в разных жанрах, основам фотографии и создания видеороликов;

-       развивать умение собирать и обрабатывать информацию, пользоваться фотоаппаратом, приложениями мобильного телефона и офисными программами;

-       формировать навыки взаимоотношений и опыта совместной деятельности;    воспитывать инициативность и самостоятельность.

 

Организационные условия реализации программы

Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 11-13 лет. Общее количество 216 часов в год. Периодичность занятий 3 раза в неделю по 2 часа (академический час) или 2 раза в неделю по 3 часа. Количественный состав группы:

1 год обучения

Возраст учащихся 11-12 лет. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа или 2 раза в неделю по 3 академических часа. Общее количество часов в год – 216 часов. Количественный состав 12-15 человек.

2 год обучения

Возраст учащихся 12-13 лет. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа или 2 раза в неделю по 3 академических часа. Общее количество часов в год – 216 часов. Количественный состав 10-12 человек.

3 год обучения

Возраст учащихся 13-14 лет. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа или 2 раза в неделю по 3 академических часа. Общее количество часов в год – 216 часов. Количественный состав 8-10 человек.

Форма организации учебной деятельности групповая.

Обучение могут начинать учащиеся с 10 лет при прохождении собеседования, подтверждающего уровень владения необходимыми навыками.

 

Материально-техническое обеспечение

Аппаратные средства:

-       персональный компьютер,

-       принтер;

-       цифровой фотоаппарат.

Занятия проходят в отдельном помещении, которое должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и нормам безопасного поведения.

 

Задачи 1 года обучения:

-       изучить основные понятия журналистской деятельности , научиться писать информационные, аналитические тексты;

-       развивать навыки сбора и обработки информации с помощью современных информационных технологий;

-       воспитывать умение общаться с людьми и вести совместную работу в коллективе.

Учебно – тематический план

 

п.п.

Название темы

Количество часов,

 в том числе

Всего

Теоретические

Практические

 

Вводное занятие.

2

2

0

1.

Основные понятия, функции и принципы журналистики

22

8

14

2.

Виды и жанры журналистики

22

8

14

3.

Информация – основа журналистской деятельности

16

6

10

4.

Печатные СМИ

14

4

10

5

Основы создания текстов

24

9

15

6

Стилистика и редактирование

24

9

15

7

 

 Работа с визуальной информацией

22

8

14

8

Основы интернет-журналистики

22

8

14

9

Социальные сети в современном мире

24

8

16

10

Основы фотожурналистики

22

8

14

 

Итоговое занятие

2

 

2

 

  Итого

216

78

138

 

 

Содержание программы

Вводное занятие. Знакомство. Правила безопасного поведения на занятиях. Беседа  о профессии «Журналиста».

 

Тема 1. Основные понятия, функции и принципы журналистики.

Основные понятия, функции журналистики. История журналистики. Этика журналиста.

Практическое занятие: Игра «Верю - не верю». Творческая работа «Рекламные объявления». Игра «Рекламщики». Творческий проект «Моя первая газета» (рукописная газета). Тест «Этика». Игра «Правила поведения». Игра «Необычные вопросы»

 

Тема 2. Виды и жанры журналистики.

Виды журналистики. Информационные жанры. Аналитические жанры и публицистические жанры.

Практическое занятие: Практическая работа «Блиц-опрос». Творческая работа «Пишем заметку». Практическая работа «Сам себе репортёр». Игра  «Интервью». Экскурсия «На поиски тем для статей». Творческая работа «Описание».

 

 

 

Тема 3. Информация – основа журналистской деятельности.

Где брать информацию и как с ней работать? Поиск информации. Информация в интернете. Эксперимент, как способ сбора информации.

Практическое занятие: Квест-игра «На поиски информации». Экскурсия «Новости города». Игра «Сокровища интернета». Ролевая игра «Смена ролей».

 

Тема 4. Печатные СМИ.

От текста к публикации. Редакционный коллектив и выпуск газеты.

Практическое занятие: Мозговой штурм «Название, идеи, рубрики газеты». Творческая работа «Написание материалов для номеров газеты». Творческий проект «Создание номера газеты».

 

Тема 5. Основы создания текстов.

Особенности печатной журналистики. Структура статьи. Заголовок. Выбор темы для статьи, раскрытие темы.

Практическое занятие:  Практическая работа «Мой план». Практическая работа «Заголовки в прессе». Творческая работа «Обзор». Экскурсия «Наш город». Игра «10 вступлений к тексту». Творческая работа «Написание репортажа». Игровое мероприятие «Премия «Акулы пера».

 

Тема 6. Стилистика и редактирование.

Основные стилистические ошибки. Виды правки текста. Сокращение текстов, количество знаков. Словарь журналиста.

Практическое занятие: Тест «Поиск ошибок». Игра «Синонимы». Практическая работа «Правка текстов для газеты». Игра «Еще короче, еще длиннее». Творческая игра «Карта слов». Коммуникативная игра «Словарный запас». Практическая работа «Вычитка номера».

 

 

 

Тема 7. Работа с визуальной информацией.

Основы визуального оформления статьи. Средства для создания и обработки иллюстраций. Особенности иллюстраций, как средства передачи информации.

Практическое занятие: Творческая работа «Статья под фото». Игра «Подпись к фото». Игра «Говорящие фото». Творческий проект «Фотоистория». Практическая работа «Обработка фотографий». Практическая работа «Фото в номер». Практическая работа «Дизайн газеты». Практическая работа «Иллюстрирование номера».

 

Тема 8. Основы интернет-журналистики.

Виды интернет-журналистики.  Разновидности информационных сайтов и блогов. Личность блогера и его сайт. Рерайт и копирайт.

Практическое занятие: Практическая работа «Написание текста для сайта». Творческая работа «Оформление материалов для публикации». Игра «Размышления». Творческая работа «Сам себе художник». Практическая работа «Мастер-класс». Практическая работа «Список». Практическая работа «Копирайт материала».

 

Тема 9. Социальные сети в современном мире.

Значение соцсетей в современном мире. Ведение страниц в соцсетях. Безопасность в социальных сетях. Фотографии в социальных сетях

Практическое занятие: Мозговой штурм «Зачем нам нужны социальные сети?» Практическая работа «Пишу каждый день». Игра «Рейтинг». Экскурсия «Истории путешествий». Творческая работа «Написание поста для публикации». Дискуссия «Безопасность в социальных сетях». Творческая работа «Мой фотоальбом».

 

Тема 10. Основы фотожурналистики.

Определение фотожурналистики. Особенности работы фотожурналиста. Основы репортажной съемки, съемка движения. Жанровая фотография

Практическое занятие: Экскурсия «Достопримечательности». Игра «Фотозадания» (работа фотожурналиста). Практическая работа «Фоторепортаж». Творческий проект «Фотовыставка». Экскурсия «Природа в фотографиях». Практическая работа «Фотоколлаж».

Итоговое занятие. Конкурс «Журналистская схватка» (выполнение заданий по пройденным темам).

 

Ожидаемые результаты

Знать:

-       основные понятия и функции журналистики;

-       основы создания публицистических текстов;

-       видовые особенности журналистики;

-       процесс создания печатных СМИ.

Уметь:

-       работать с информацией;

-       делать простые снимки фотокамерой мобильного устройства и фотоаппаратом;

-       набирать текст в приложениях мобильного устройства или программах на персональном компьютере.

Владеть навыками:

-       организации личной работы по созданию публицистического материала;

-       командной работы;

-       общения с людьми.

 

Задачи 2 года обучения:

-       изучить особенности обработки информации из разных источников и написания разных жанровых материалов;

-       развивать навыки работы с фотоаппаратом и видеокамерой;

-       совершенствовать навык презентации проекта;

-       воспитывать умение работать самостоятельно.

Учебно – тематический план

 

п.п.

Название темы

Количество часов,

в том числе

Всего

часов

Теоретические

Практические

 

Вводное занятие.

2

2

 

1.

Работа журналиста

20

6

14

2.

Работа с текстом

24

8

16

3.

Ведение блога

16

5

11

4.

Основы фотосъемки

24

8

16

5

Творчество в фотографии

24

8

16

6

 

Знакомство с теле- и радиожурналистикой

24

8

16

7

Создание газеты

24

8

16

8

Презентация творчества журналиста

10

3

7

9

Ведение социальных сетей

22

6

16

10

Ведение видеоблога

24

8

16

 

Итоговое занятие

2

 

2

 

  Итого

216

70

146

 

 

Содержание программы

Вводное занятие. Правила безопасного поведения на занятиях. План работы клуба.

Тема 1. Работа журналиста.

Журналист, как субъект информационного пространства. Специализация в журналистике. Слухи и факты.

Практическое занятие: Экскурсия «На поиски событий». Игра «Как правильно поступить?» Викторина «В мире знаний». Коммуникативная игра «Проверка слухов». Практическая работа «Коллекция новостей». Коммуникативная игра «Правда и ложь».

 

 Тема 2. Работа с текстом.

Художественные элементы журналистского произведения. Стилистика публицистического текста. Объявления и реклама в газете.

Практическое занятие: Игра «Небылицы». Игра «Значение слов». Творческая работа «Фельетон». Творческая работа «Сказка». Экскурсия «Истории и легенды». Практическая работа «Создание художественных материалов для номеров газеты». Творческая работа «Создаём рекламу». Творческий проект «Выпуск номера»

 

Тема 3. Ведение блога.

Создание блога. Оформление блога. Тематическое наполнение и рубрики блога. Особенности создания контента.

Практическое занятие: Творческая работа «Мой блог». Дискуссия «Личное мнение». Практическая работа «Рерайт материала». Экскурсия «На поиски впечатлений». Творческая работа «Что вижу, о том и пишу». Практическая работа «Публикация текстов».

 

Тема 4. Основы фотосъемки.

Выбор условий фотосъемки и их особенности. Настройки фотоаппарата. Портретная фотосъемка. Пейзаж и городской пейзаж.

Практическое занятие: Игра «Угол зрения». Творческая игра «Оживший предмет». Практическая работа «Макросъемка». Тест-практикум «Ошибки в фотографиях» (портретная фотосъемка). Экскурсия «Городской пейзаж». Практическая работа «Художественная обработка фото». Игровое мероприятие «Премия «Акулы пера».

Тема 5. Творчество в фотографии.

Жанры фотографии. Оригинальный взгляд фотографа. Идея в фотопроизведении. Фотопроекты.

Практическое занятие: Творческая работа «Смысл в фотографии». Экскурсия «Фото по пути». Практическая работа «Создание фотоматериала для газеты». Творческая игра «Что я хотел сказать?» (идея в фотографии). Творческий проект «Мой фотодень». Творческий проект «Оформление газеты»

 

Тема 6. Знакомство с теле- и радиожурналистикой.

История радио- и тележурналистики. Особенности работы радио- и  тележурналиста. Профессии на ТВ и радио. Жанры теле- и радиожурналистики. Сценарий и его значение.

Практическое занятие: Дискуссия «Передачи из прошлого». Практическая работа «Видеоинтервью». Игра «Ток-шоу». Практическая работа «Съемка сюжета новостей». Игра «Музыкальный канал». Практическая работа «Рассказ через видео». Игра  «Диктор новостей». Практическая работа «Создание журналистского произведения». Практическая работа «Публикация материалов».

 

Тема 7. Создание газеты.

Особенности правки текстов. Оформительские решения. Темы и их передача на страницах газеты. Особенности распределения материалов в газете и рубрики.

Практическое занятие: Игра «Логика» (логическая правка). Тест-игра «Такие разные газеты и журналы». Экскурсия «Это интересно!». Практическая работа «Эксперимент». Практическая работа «Создание материалов для номера». Творческий проект «Рождение газеты».

 

Тема 8. Презентация творчества журналиста.

Виды и способы презентации своего творчества. Творческие проекты.

Практическое занятие: Игра «Презентация газеты». Творческий проект «Выставка». Творческая работа «Реклама в стихах».

 

Тема 9. Ведение социальных сетей.

Особенности текстов в социальных сетях. Создание групп и сообществ. Фото и картинки на страницах соцсетей. Популярность.

Практическое занятие: Экскурсия «Снимаем истории». Творческая работа «Пост в соцсети». Практическая работа «Обработка материалов к публикации». Практическая работа «Создание и ведение группы». Практическая работа «Создание мемов». Игра «100 лайков». Игра «Лучший комментатор».

 

Тема 10. Ведение видеоблога.

Особенности создания видеоконтента. Создание видеоканала. Выбор темы и написание сценария. Основы монтажа видео.

Практическое занятие: Практическая работа «Подготовка материала, студии для съемки».  Творческая игра «Я - блогер» (создание видеканала). Практическая работа «Сценарий для ролика». Экскурсия «Сюжет». Практическая работа «Мой первый ролик». Практическая работа «Монтаж видео». Практическая работа «Обработка и публикация готового материала»

 

Итоговое занятие. Творческий проект «Я» - съемка и презентация видеосюжета о своей личности.

 

Ожидаемые результаты

Знать:

-       особенности написания стилистически грамотных текстов;

-       как писать тексты в разных публицистических жанрах;

-       основы создания качественных фото;

-       особенности ТВ и радиожурналистики.

 

Уметь:

-       собирать информацию из различных источников;

-       создавать фотопроекты;

-       обрабатывать фото и видео в специальных приложениях и программах.

Владеть навыками:

-       коммуникации посредством видео;

-       самостоятельной организации работы по созданию творческих материалов;

-       презентации проектов.

 

 

Задачи 3 года обучения:

-       совершенствовать методы анализа информации и передачи фактического материала – проектов, графиков, аналитических статей;

-       развить навыки использования социологических методов при сборе информации, обработки и создания фотографии и видео;

-       воспитывать ответственное отношение к делу, обществу, людям.

 

Учебно – тематический план

 

п.п.

Название темы

Количество часов,

 в том числе

Всего

часов

Теоретические

Практические

 

Вводное занятие.

2

2

 

1.

Социальная роль журналиста

24

7

17

2.

Работа с информацией

24

7

17

3.

Изображения и графики в газете

24

7

17

4.

Проекты журналиста

24

7

17

5

Журналист и закон

20

6

14

6

 

Красота слова

24

7

17

7

Работа в видеоформате

24

7

17

8

Репортаж

24

7

17

9

Развлекательный контент

24

7

17

 

Итоговое занятие

2

 

2

 

  Итого

216

64

152

 

Содержание программы

Вводное занятие. Клубный час.  Правила безопасного поведения на занятиях.

Тема 1. Социальная роль журналиста.

Журналист и общество. Социологические исследования. Проблемные материалы и аналитика. Журналист и читатель.

Практическое занятие: Игра «Анализ ситуации». Экскурсия «Места, люди, факты». Практическая работа «Анкетирование». Практическая работа «Проблемная статья». Творческая работа «Авторская колонка». Практическая работа «Аналитический разбор и подготовка публикаций». Практическая работа «Оформление газеты с учетом читательского интереса».

 

Тема 2. Работа с информацией.

Журналист в информационном потоке. Ресурсы для сбора информации. Правила обработки полученных данных. Как раскрыть тему? 

Практическое занятие: Игра «Найти всё!». Экскурсия «Библиотека». Практическая работа «Вопросы интервью». Практическая работа «Обработка интервью». Практическая работа «Работа с фактами». Игра «Максимум про минимум». Творческая работа «Материал для печати».

Тема 3. Изображения и графики в газете.

Ресурсы мультимедиа. Мультимедийный журналист. Схемы и графики.   Инфографика.

Практическое занятие: Экскурсия «Мой фотопроект». Творческий проект «Рисунки и коллажи». Практическая работа «Создание сравнительных таблиц». Игра «Цифры». Творческий проект «Инфорафика». Практическая работа «Создание визуальной информации для СМИ».

 

Тема 4. Проекты журналиста.

Тематический номер. Журналистское расследование. Экспериментальная деятельность. 

Практическое занятие: Мозговой штурм «Раскрытие темы». Экскурсия «Исследование местности». Практическая работа «Фото для отражения темы». Творческий проект «Опытным путём». Творческий проект «Создание тематического номера». Ролевая игра «Преступление века». Игровое мероприятие «Премия «Акулы пера».

 

Тема 5. Журналист и закон.

Правовое регулирование журналистской деятельности. Права и обязанности журналиста. Законодательная база для создания журналистских материалов. 

 Практическое занятие:  Практическая работа «Изучение законов о СМИ». Тест «Журналист и закон». Практическая работа «Поиск законов для материалов номера». Практическая работа «Использование законов для публикаций». Творческий проект «Детям о законах» Тест на тему «Правовое регулирование журналистской деятельности».

 

Тема 6. Красота слова.

Выразительность публицистической речи. Портретные зарисовки. Литературное эссе. 

Практическое занятие: Коммуникативная игра «Фразеологизмы». Практическая работа «Мой словарь». Игра «Фишки текста». Тест «Стилистические ошибки». Практическая работа «Редактирование». Практическая работа «Разбор типичных стилистических ошибок». Практическая работа «Портрет человека». Практическая работа «Написание эссе». Тест на тему: «Выразительность публицистической речи».  

 

Тема 7. Работа в видеоформате.

Качественная видеосъемка. Выбор планов. Стендап. Жанры видеоинформации. 

Практическое занятие: Игра «Мой стендап». Практическая работа «Организация студии». Практическая работа «Съемка статичных объектов». Творческая работа «Видеоэффекты». Практическая работа «Видеоинтервью». Экскурсия «Мир через объектив видеокамеры». Творческий проект «В эфир!».

 

Тема 8. Репортаж.

Эффект присутствия. Построение репортажа. Виды репортажа.

Практическое занятие: Игра «Тайный репортёр». Практическая работа «Создание эффекта присутствия». Экскурсия «Фоторепортаж». Экскурсия «Видеорепортаж». Практическая работа «Съемка процесса». Практическая работа «Новостной репортаж».

 

Тема 9. Развлекательный контент.

Развлекательная функция журналистики. Юмор в СМИ. Последняя полоса. Правила составления логических заданий. Литературная страничка.

Практическое занятие: Творческая игра «Веселые рифмы». Творческая работа «Карикатура». Экскурсия «На поиски фотоюмора». Практическая работа «Яркое оформление». Практическая работа «Кроссворд». Творческая работа «Жизненная история». Творческая работа «Легенды».

 

Итоговое занятие. Игровой проект «100 вопросов ко взрослому».

Ожидаемые результаты

Знать:

-       основы создания развлекательного контента;

-       особенности написания аналитических материалов.

Уметь:

-       анализировать информацию;

-       использовать социологические методы сбора информации;

-       создавать инфографики, схемы, таблицы.

Владеть навыками:

-       создания командных и личных проектов;

-       коммуникативной компетенции в области журналист-читатель, журналист-общество;

-       ответственного отношения к делу.

 

Формы подведения итогов образовательной программы

Творческий проект «Наша многотиражная газета». Итогом работы объединения становится выпуск многотиражной газеты, в которой дети публикуют все свои творческие работы.

 

Формы и методы реализации программы

Приоритетным методом обучения является практическая деятельность. Благодаря этому учащиеся могут попробовать себя в различных ролях, получить практические журналистские навыки и создать свой творческий продукт, который будет результатом их труда.

Программа Клуб «Акулы пера» ориентирована на большой объем практических, творческих работ, в том числе и с использованием персонального компьютера и других технических средств (фотоаппарата, видеокамеры). Обучающиеся получают навыки набора текста, фотосъемки, видосъемки и монтажа, а также знакомятся с версткой газеты.

Игры, которые активно применяются в программе, способствуют легкому усвоению даже трудного материала, а также развивают творческие способности.

При проведении занятий используются формы работы:

-        групповая;

-        индивидуальная.

 

На занятиях применяются методы работы:

-       словесные;

-       практические;

-       исследовательские;

-       наглядные.

В процессе реализации данной программы наряду с традиционными типовыми занятиями внедряются такие формы организации образовательного процесса, как:

-       беседа;

-       дискуссия;

-       творческие работы;

-       работа с литературой и интернет-источниками;

-       мозговой штурм;

-       экскурсии;

-       игры;

-       презентации;

-       фотосъемка;

-       интервью;

-       квесты;

-       проектная деятельность;

-       видеосъемка;

-       тест.

 

Литература и информационные ресурсы

1.     Кодекс Республики Беларусь об образовании: с изм. и доп., внесенными Законом Республики Беларусь от 4 янв. 2014 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. - 400 с.

2.     Аграновский, В.А. Ради единого слова / В.А. Аграновский. – Москва: Мысль, 1978. – 168 с.;

3.     Васильева, Л.А. Делаем новости: учебное пособие / Л.А. Васильева. – Москва: Аспект Пресс, 2003. – 457 с.;

4.     Кузнецов, Г.В. Так работают журналисты ТВ / Г.В. Кузнецов.– Москва: Издательство МГУ, 2004;

5.     Ким М.Н. «Основы творческой деятельности журналиста» - Питер, 2011 г.

6.     Рэндалл,Д. Универсальный журналист /Рэндалл, Д. – Москва: Международный центр журналистики, 1996. – 120 с.;

7.     Прохоров Е.П. «Введение в теорию журналистики» - Аспект-Пресс, 2011 г.

8.     Гринберг А.Д., Гринберг С. Цифровые изображения. - Минск. ООО Попурри, 1997.

9.     Вагапова Д. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М., 2001 г.;

10.                        Вельц Д.Я., Дорожкина Т.Н. Основы риторики. Уфа 1997 г.;

11.                        Засорина Т.В., Федосова Н. Профессия журналист. Ростов н/Д., 1999 г.;

12.                        Корконосенко С.Г. «Основы творческой деятельности журналиста», 2000 г.

13.                        Земцова З.Г. Искать себя // Внешкольник, 2001, №7;

14.                        Мирошниченко М. Азбука журналистики. [Текст] /М. Мирошниченко. – М. Журфак, 2009;

15.                        Варустин Л. Тайна газетной строки. [Текст] / Л. Варустин. – М.: Юность, 2010;

16.                        Работа современного репортёра, Под ред. проф. Я.Н. Засурского. [Текст] - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, / 2010;

17.                        Залогова Л.А. Компьютерная графика. Учебное пособие, М., БИНОМ, 2006;

18.                        Карасёва Э.В., Чумаченко И.Н.. Шаг за шагом. Photoshop CS 2 М.: ООО «Издательство АСТ»: Издательство «НТ Пресс», 2005          

19.                        http://www.web-silver.ru/photoshop/

20.                        https://www.adme.ru/zhizn-nauka/100-besplatnyh-onlajn-kursov-na-russkom-yazyke-858360/

21.                        http://pishivstol.ru/ 

22.                        https://glvrd.ru/

Комментарии

Поделиться с друзьями

Популярные сообщения