Зарисовки

 Художественно-публицистический жанр зарисовка позволяет проявить свои творческие способности,  а заодно попрактиковаться в описании. Этот жанр может, как существовать сам по себе, так и становиться частью иных материалов – статей, репортажей, интервью.

 

Зарисовка даже своим названием говорит нам о том, что нужно нарисовать что-то. Портрет, пейзаж, композицию нужно изобразить словами. Зарисовка не должна быть большой, все же это не роман или повесть, в котором описания в большом количестве хорошо вписываются в ход повествования, но должна быть образной.

Где применяем зарисовки?

- описание места событий

- описание достопримечательностей, улиц, городов

- описание природы, погодных явлений

- описание человека

- описание предметов

Для того, чтобы научиться создавать яркие образы, нужно позволить себе написать максимум о минимуме. Самый простой способ – это описание одного предмета.

Упражнение «Такой многогранный предмет»

Перед учащимися располагается какой-либо простой предмет. Например, ножницы, карандаш, бутылка от воды, газета, белый лист бумаги. Можно выбрать что-то посложнее, например, настольную игру, мягкую игрушку.

Задача детей описать предмет максимумом характеристик. Они могут касаться:

- внешнего вида

- особенностей применения

- внутреннего содержания

- влияния на окружающую среду

- и прочего, до чего додумаются дети.

На упражнение выделяется 10-15 минут. После этого все результаты зачитываются и определяется победитель – тот, кто придумал больше всего характеристик, а значит, наиболее глубоко описал предмет.

Игра «Угадай предмет»

Перед детьми выкладывается от 10 до 20 разных предметов, которые пересекаются по каким-либо характеристикам. Например:

- Лист бумаги

- Салфетка

- Газета

- Журнал

- Бутылка от воды

- Пластиковый стаканчик

- Чашка

- Ножницы

- Канцелярский нож

- Кнопки

- Булавки

- Ручка

- Карандаш

- Фломастер

- Клей ПВА

- Скотч

- Клей-карандаш

Задача каждого участника максимально точно описать любой предмет, при этом постараться его не выдать. После письменной подготовки, игроки зачитывают описание по очереди. После каждого происходит отгадывание – остальные дети выбирают записывают на листочке предмет, на который думают.

После того, как все зачитали свои описания и отметили варианты ответов, происходит сверка. Те, кто правильно определил предмет, получают балл. Если никто не угадал, то балл засчитывается загадывавшему участнику.

Игра «Времена года»

Руководитель делит детей на группы – осень, зима, весна и лето. Делается это с помощью карточек, на которых написаны времена года, для того, чтобы дети не знали, кто к какой группе относится. После этого зачитываются характеристики времен года, а участники примеряют их к своим, если соответствует – поднимают руку. После того, как все были зачитаны, дети должны понять, кто к какой группе относится и объединиться в команды. Делается это молча, просто дети пересаживаются к тому, кого считают из своей группы.

Также можно выделить четырех игроков, которые должны собрать свою команду. Они не голосуют, но следят за ответами других, а потом собирают группу в соответствии со своим временем года.

Характеристики времен года:

- это время очень красивое

- в это время тепло

- в это время холодновато

- это скучное время

- это грустная пора

- в этот сезон часто можно промочить ноги

- это время развлечений

- это пора, когда очень интересно наблюдать за природой

- это время, когда в природе преобладает один цвет

- пора, когда у людей в сельском хозяйстве много дел

- время, когда люди стремятся побольше выезжать на природу

- пора года, когда все в радостном предвкушении

- в это время года всегда весело

- с неба часто можно ожидать осадки

- нестабильная погода

- можно увидеть грозы

- нужна теплая одежда

- хочется побольше времени проводить дома

- это достаточно темное время года

- в этом сезоне много праздников

После того, как все разделились на группы, проверяем, правильно ли участники друг друга поняли.

Упражнение «Я там был»

Каждому участнику выдаются карточки с названиями мест (событий), которые не должны видеть остальные. Задача игроков описать это место. После описания остальные дети предлагают варианты, что это за место может быть. Важно, нельзя называть однокоренные заданию слова.




Можно усложнить задание и ограничить описание только тремя-пятью словами/словосочетаниями.

Игра «Портрет товарища»

Каждый участник должен описать любого одного человека, находящегося в помещении на занятии. По второму варианту, имена всех записываются и раздаются каждому, чтобы никого не забыть.

Описание записывается и может включать в себя:

- внешние характеристики (исключая явные, которые выделяют из всех этого человека, и одежду, кроме собственно стиля, характерного для описываемого)

- характер

- особенности поведения

- жесты и словечки, характерные этому человеку

- увлечения (если их не знают, можно предположить, чем мог бы увлекаться этот человек).

Важно построить текст максимально красиво.

Голосование после прочтения описания делается таким же образом, как в игре «Угадай предмет».

 

Все эти игры направлены на отработку навыков описания, на расширение активного словарного запаса, на умение посмотреть на объект с разных сторон.

Комментарии

  1. Класс! Карточки подойдут как игра на развитие фантазии и культуры речи. Интересно, как дети сделали зарисовку на Центр дополнительного образования?)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, да, воображение, образность речи и ее красота. Зарисовки этим очень интересны!

      Удалить
  2. Можем поиграть))) Здесь не существует пробок и комфортно в любое время года. В этом пространстве - особенная история и эстетика, но главное - оно открывает новые пути в будущее ежедневно для почти 600 тысяч человек.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Отличная идея! И прекрасный образ! Подождем, чтобы дети и родители присоединились в комментариях. А, возможно, и педагоги

      Удалить
  3. Мне понравилась игра Времена года и Я был там! Для детей очень интересно

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Поделиться с друзьями

Популярные сообщения