Стилистика - загадка красивого текста

 Первые свои тексты большинство детей начинают писать достаточно коряво. Чем больше человек пишет, тем лучше у него получается, но не понимая основных правил красивого текста, он все равно не достигнет высокого уровня. 

На занятиях мы разбираем основные правила написания журналистского материала. которые должен помнить каждый начинающий корреспондент.

1. Больше писать

2. Всегда перечитывать свой текст, желательно вслух, а еще лучше кому-нибудь

3. Всегда помнить, что читатель вероятно вообще ничего не знает о том, что вы пишите

4. Не считать читателя глупцом, которому нужно разжёвывать самую простую информацию

5. Не забывать про прилагательные

6. Не писать рубленные предложения, и не писать очень длинные и сложные для восприятия

7. Не повторять одни и те же слова в каждом предложении

8. Выбирать максимум источников информации

9. Не копировать даже маленькие кусочки чужого текста, только если это определения (с указанием словаря) или цитаты (с указанием автора строк).

10. Не боятся написать лишнее или много

Первое время приходится учить детей писать больше. Как правило, большинство не умеет писать тексты достаточного объема. В дальнейшем, ребята постарше, которые занимаются достаточно долго наоборот пишут большие тексты, которые приходится учить сокращать. 

Упражнение "Сказать больше"

Учащимся предлагается раскрыть предложения, чтобы добавить в них больше выразительности и информации. 

Мы с другом идем смотреть фильм.

В магазинах появились новогодние товары.

Настольная игра - это способ провести время с друзьями.

В центре города произошла авария, есть жертвы.

Темноту переулка освещает только один фонарь.

На празднике были игры, викторина и танцы.

Собака - это компаньон.

Можно провести соревнование - у кого длиннее получатся предложения.


Упражнение "10 слов"

Учащимся предлагается написать текст по простой теме, например "Мой класс", "Школа", "Утро", "Новый год", "Каникулы". Но важное условие - все предложения в тексте должны быть не короче 10 слов. 

Количество предложений можно обозначить или оставить на выбор автора. Но лучше установить нижнюю планку в 5 фраз. 

Игра "Добавь от себя"

Первый участник пишет короткое предложение на любую тему. Далее лист передается по кругу. Каждый переписывает предложение и добавляет в него что-то от себя. Можно начать игру одновременно всеми учащимися, чтобы по кругу передавалось сразу большое количество работ.

Упражнение "Сокращение текста"

В этом задании необходимо наоборот сократить текст до минимума, но без потери смысла. 

Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения.

 

В нашей семье, по тогдашнему времени считавшейся передовой и либеральной, много говорили о народе, но подразумевали под ним преимущественно крестьян, а о рабочих, пролетариате, говорили редко.

 

Многие утверждают, что слушать музыку лучше дома, чем в зале, потому что никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.

 

Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник.

 

Чтобы получилась чайная ложечка мёда, двести пчёл должны трудиться весь день, собирая нектар с тысяч цветков, а для того, чтобы запасти килограмм, на сбор нектара отправится уже не сотенная, а тысячная армия.

И тексты большего объема:

Профессиональные секреты для юных журналистов

Как создаётся журнал? Какими качествами должен обладать журналист? Что нужно, чтобы написать статью? Эти и многие другие вопросы задавали наши юные журналисты из клуба «Акулы пера» на встрече с журналом «Качели», которая состоялась в «Эврике» на Люцинской в рамках инновационного проекта.

В гости к любопытным ребятам заглянул заместитель главного редактора республиканского журнала. В ходе встречи дети отправились на прогулку по страницам «Качелей», узнали новые факты обо всём и продемонстрировали свои знания. Ирина Александровна поделилась тем, что нужно, чтобы стать журналистом, а заодно рассказала свою историю профессионального становления.

Но самое интересное началось тогда, когда юные корреспонденты подняли лес рук, чтобы задать свои вопросы. Получилась почти настоящая пресс-конференция! Ребята поднимали и сложные темы, и сугубо профессиональные, и морально-этические, узнавали подробности публикации в журнале. А в самом конце поделились тем, что готовы сами написать для журнала «Качели». На такой продуктивной ноте перспективы в сотрудничестве, клуб «Акулы пера» попрощался с заместителем главного редактора, чтобы поспешить домой. Ведь пора браться за разработку и написание новых статей, которым, возможно, найдется место уже в зимних номерах журнала «Качели». 


Испытания для юных защитников

В честь 23 февраля на Люцинской прошёл квест, в котором детей ждало целых семь станций с самыми разными увлекательными заданиями.

На старте все участники получили маршрутные листы и познакомились со списком вещей, которые пригодятся им на марш-броске. Эти знания потом пригодились для выполнения одного из заданий на станции. Но на тот момент ребята даже не представляли, зачем ин нужно запомнить все эти котелки, спички и компасы. По команде ведущего началось соревнование – кто быстрее всех пройдет этапы и вернется, выполнив боевое задание.

Все станции нужно было сперва отыскать. Определяли их дети по табличкам на двери. Итак, вот одна из них: «Военный образ». Здесь мальчики и девочки примеряли на себя пилотки и шапки, натягивали рубашки и даже комбинезон. Финальным аккордом на этом этапе становилось совместное фото в новом образе. Шустро передвигались участники от станции к станции. За другой дверью им предстояло изучить звания от рядового до полковника, а потом разложить погоны по его возрастанию. Ох, уж и поломали головы юные бойцы! Не просто пришлось и на этапе «Угадай мелодию», ведь нужно было не просто вспомнить военные песни от «Три танкиста» до «День Победы». Не все справлялись с заданием. А вот пройти полосу препятствий нашим ребятам не составляло труда – и по-пластунски ползали, и через препятствия прыгали, и в цель «стреляли». Довелось ребятам в крайне тяжёлых условиях «разведки» передавать сообщения жестами, что оказалось не так-то и легко, ведь нужно не просто запомнить движения, но и передать их следующему бойцу. С дешефрвкой наши дети уже научились справляться на отлично, а потому все засекреченные фамилии героев, в честь которых названы улицы района, отгадывали с лёту. И, наконец, на станции «Снаряжение» участникам пришлось вспоминать тот список, с которым они знакомились на станции. Назвать все 14 пунктов удалось не всем, но большинство необходимых предметов все же укладывалось в их рюкзак, так что можно считать, что ребята и с заданием справлялись.

И вот долгожданный финиш! Все участники квеста получили свои бонусы в виде конфет и скидочных сертификатов в батутную арену. С праздником, юные защитники!

Это самые первые упражнения в целом цикле стилистических игр и заданий. Так что продолжение следует

Комментарии

  1. Спасибо за интересную и содержательную статью! Педагогу и начинающим журналистам творческих успехов!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Поделиться с друзьями

Популярные сообщения