Развиваем фантазию и воображение

Казалось бы, зачем журналистам нужны фантазия и воображение? Они должны передавать факты, точную информацию, а не сочинять что-то не существующее. Но практика показывает, что именно этого не достаёт многим детям и подросткам для создания своих публицистических произведений. 

Журналист без воображения:

- не может объективно представлять окружающий мир

- не замечает детали

- ограниченно разрабатывает темы

- не видит информационных поводов

- не может придумать темы

- имеет сложности с красивым изложением текста

- с трудом пишет репортажи, зарисовки, фельетоны

- не справляется с написанием житейских историй, легенд, юмористических материалов

- имеет трудности в критической оценке своих материалов

 

Дело в том, что если человек не имеет фантазии и воображения ему трудно ставить себя на место другого человека, смотреть на мир под другим углом, видеть свой текст глазами читателя. Кроме того, не получается заметить незначительные на первый взгляд вещи, которые могут родиться в хорошие статьи, он не представляет, как можно показать детали, не может оценить важность той или иной информации, потому что не обладает дальновидностью.

 

Дети, чаще всего, намеренно глушат в себя свои способности к креативному мышлению, отключая функции фантазии и воображения. Причин может быть много:

- критика со стороны взрослых

- попытки показать себя взрослыми и серьёзными

- страх выглядеть глупо перед сверстниками

- боязнь быть непонятым

- требование серьёзности со стороны взрослых.

И это только некоторые из причин.

Чтобы бороться с отсутствием фантазии, а точнее барьером, который дети ставят перед собой, кроме психологического преодоления сопротивления детей, используем самые разные упражнения.

В первую очередь они связаны с речью, словами и текстом.

 

Упражнение «Ассоциативная карта слов»

На большом листе бумаги учащимся предлагается составить карту слов. Первое записывается в центре листа. Его выбирает ребёнок случайным образом – первое, что пришло на ум.

Затем от этого слова рисуются стрелки и пишутся ассоциации. Хорошо, если это не просто слова, но и словосочетания, названия чего-либо, строчки из песен, пословицы и афоризмы. Ассоциации могут быть как очевидными, например, корова – молоко, так и отдалёнными, например, корова – страх или корова – медведь. У каждого будет что-то своё. Ассоциаций к слову пишется несколько. Затем от этих новых слов и словосочетаний также рисуются стрелки (по несколько от каждого). И уже к ним подбираются очередные ассоциации. Таким образом, заполняется целый лист.

Работа может выполняться в группах по двое-трое человек.

 

Игра «Ассоциации»

Для этого можно использовать любые карточные игры, в основе которых лежат ассоциации к изображениям – «Воображариум», «Имаджинариум», «Ассоциации» и прочие. Также можно использовать метафорические ассоциативные карты.

Участники игры получают на руки по 5 карт. Первый игрок выбирает одну карту и придумывает к ней ассоциацию. Называет ее и выкладывает на стол карту в закрытую. Остальные участники выбирают из своих карт что-то, наиболее подходящее под названную ассоциацию, и также выкладывают на стол карты в закрытую.

После этого все карточки переворачиваются, и ведущий или участник загадывающий ассоциацию выбирает среди всех наиболее соответствующее ей изображение. Игрок, выложивший эту карту, получает балл. Карта загадывающего и выбранная лучшей идут в сброс, остальные возвращаются игрокам. В следующий ход загадывает ассоциацию уже другой участник.

 

Упражнение «Рассказ по картинкам»

Для задания берутся карточки с простыми картинками. Это могут быть любые предметы, объекты, персонажи. Сюжет на изображении будет лишним. Можно взять детские наборы карточек, можно изготовить самостоятельно, ну, и вполне подходит вариант карт из игры «Экспромт».

Первый учащийся берет из стопки две верхних карты и начинает сочинять историю, в которой свяжет два предмета. Буквально в одном-двух предложениях. Потом следующий участник выкладывает к первым двум еще одну карту и продолжает историю, привязывая новый объект к рассказу. Третий добавляет четвертую карту. И так далее.

 

Упражнение «Название фильма»

С подобными карточками, как в предыдущем предложении проводится следующая игра. Каждый участник получает по несколько пар карт и должен каждую пару объединить в одном названии для фильма.

 

Упражнение «Что общего?»

Также с простыми не сюжетными изображениями или вовсе со словами можно поискать необычное в обычном. Каждому выдается две карточки с объектами. Нужно из внимательно изучить и назвать, как можно больше общего, что может быть в этих предметах.

 

Упражнение «Ответы с помощью МАК»

Для упражнения используются любые ассоциативные карточки. Можно из игр в ассоциации. Участникам раздаётся по одной карте для ответа на вопрос. Новый вопрос – новая карта.

Вопросы задаются такие:

- Почему хорошо быть взрослым?

- Почему хорошо быть ребёнком?

- Как лучше всего проводить время?

- Что самое важное на свете?

- Чем лучше всего заняться в свободное время?

- Почему все люди разные?

В целом, можно придумывать и другие, самые разные вопросы, которые предполагают более-менее пространный ответ.

Задача каждого учащегося дать ответ на вопрос, исходя из своей карты.

 

Упражнение «История в одной картинке»

Вдохновившись всего одной ассоциативной картой написать небольшую историю. Можно использовать любые карты с изображениями из ассоциативных игр.

 

Текстовые задания для развития фантазии и воображения:

- Представить себя мэром – написать пути решения каких-либо городских проблем

- Выдумать существо, которого нет – описать его внешность, повадки, образ жизни

- Стань всемогущим – представить, что ты можешь создавать и разрушать все, что угодно, напиши то, что бы ты сделал, обладая этой суперсилой

- Придумай и опиши свой бренд

- Стань предсказателем – предскажи ближайшее и далёкое будущее и запиши все свои предсказания

- Придумывать загадки

- Придумывать шутки на основе омонимов – слов, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному

- Создай свою планету – нарисуй и опиши свою планету

- Напиши заметку по сказке – нужно преобразовать сказку в информационный стиль, как будто события произошли реально, использовать публицистический стиль, добавить конкретные факты и названия

- Напиши сказку по заметке – задание наоборот. Тут нужно взять любые информационные заметки преобразовать их в сказки, используя соответствующий народному устному творчеству язык

- Написать историю на основе своих ассоциаций – записать на лист существительные, которые являются ассоциациями из детства, и сочинить рассказ используя их

- Придумай дизайн любого привычного предмета – нарисуй и составь подробное описание

- Напиши сценарий к короткометражному фильму на любую тему

- Придумай какой-нибудь праздник – выбери дату, идею и продумай, как его следует отмечать

- Написать письмо в будущее – себе лично или потомкам

- Сочини свою легенду об известных и не очень местах, людях, событиях

- Напиши одну и ту же историю от имени разных героев – мы привыкли читать рассказы от имени автора или того персонажа, как задумал писатель, но ведь у каждого героя может быть своё видение происходящего (для упражнения нужно брать какой-либо короткий рассказ с большим количеством действующих лиц, чтобы можно было выбрать).

 

Творческое задание «Сфотографировать мудрость»

Много сказано людьми полезного, интересного, важного и умного. Существуют пословицы, поговорки и афоризмы. Но чаще всего они выражены в словах. Задача учащихся выбрать любую мудрую мысль и изобразить ее в фотографии. Для этого можно использовать любые предметы, места, других людей, главное продумать, как слова отразить в замершей картинке.

 

На самом деле самое сложное в подобных заданиях – это сломать установки и стереотипы, которые есть у большинства детей уже к 10 годам. Учащиеся не сразу готовы выдавать «глупые», на их взгляд мысли и идеи, не сразу расслабляются, даже при понимании и поддержке педагога, но, постепенно, работа обязательно даст результат. Удачным решением будет, если педагог включится в игру и будет выполнять упражнения наравне с учащимися, демонстрируя, что и он, не просто серьёзный взрослый, а умеющий фантазировать творческий человек.

Комментарии

Поделиться с друзьями

Популярные сообщения