Как писать рецензию?

Один из интереснейших аналитических жанров – рецензия. Это критический отзыв на произведение – литературное, художественное, музыкальное, научное и любое другое.

Когда дети слышат слово «критика», они сразу говорят или думают: «А, понятно! Это поругать». На самом деле мы не всегда правильно оцениваем это понятие. Критика – это не про что-то плохое. Критика – это про объективность. Когда и про плохое, и про хорошее, достоверно, анализируя искать плюсы и минусы.

И вот в рецензии авторы как раз этим и занимаются.

Два кита критического отзыва – анализ и объективность.

Большинство детей готовы писать обзоры произведений, но как написать рецензию слабо себе представляют. Потому составляем небольшую памятку, к которой можно возвращаться снова и снова.

 

РЕЦЕНЗИЯ

  1. Заголовок
  2. Вступление, содержащее библиографические данные (важно, чтобы они не просто были перечислены, а именно вписаны в связанный текст)

·         Автор/режиссёр

·         Название

·         Дата создания/выхода/публикации

·         Жанр

·         Издательство/Киностудия/Производитель

·         Актёры в главных ролях (для кино и театральных постановок)

·         Возрастные рекомендации от создателей

·         Продолжительность/объем

  1. Краткое содержание – 2-3 предложения – не пересказ и, ни в коем случае, не то, чем закончится.
  2. Критический анализ текста – основная часть
    • Смысл названия (если он есть, а не просто называет факт или имя героя)
    • Анализ формы и содержания

- Особенности композиции (построения текста, сюжетных линий)

- Сложность произведения, его объем

- Соответствие жанру, основные жанровые характеристики

- Стиль речи/подачи

·        Смысл произведения, основная идея

·        Герои произведения

- характеристики основных героев, их особенности

- мастерство автора в изображении героев (насколько яркими получились персонажи)

·         Индивидуальный стиль писателя, язык произведения (сложность/простота, лёгкость чтения, художественная выразительность, образность – описания, диалоги, сравнения, метафоры, аллегории, риторические вопросы и прочее, богатство языка)

·         Достоинства и недостатки произведения (можно рассмотреть фактическую точность, ляпы, художественные неточности, упущения, яркость образов, умение автора удерживать снимание и прочее)

·         Актуальность произведения для современного человека, общества (для разных социальных и возрастных категорий) – есть/нет, в чем актуальность

  1. Заключение –2-5 предложений

·         Личное впечатление

·         Эмоциональный отклик

·         Рекомендации

·         Выводы из всего вышесказанного

 

Не обязательно, чтобы в рецензии было все вышеперечисленное, но на этот план можно опираться, чтобы провести качественный анализ.

 

Как пример, мы на занятии пишем совместную рецензию на какую-нибудь простую сказку. Проходимся по порядку по всем пунктам и пишем всё самое основное и интересное.

Вот такая рецензия на произведение народного творчества «Колобок» у нас получилось.

 

Колобок—между строк

Самая популярная русская народная сказка у многих людей «Колобок». Это великолепное произведение читает каждая мама чуть ли не с рождения своему ребёнку. Эта история про живую булочку, которая пошла погулять и попала в неприятную ситуацию.

Конечно, эта сказка о том, чего не может произойти в реальной жизни, ведь ии одна выпечка не может ожить и убежать. В истории все персонажи говорящие, в том числе и сам Колобок. В целом произведение построено  на диалогах. Это сделано, чтобы детям было легче воспринимать сюжет.

Персонажи простые и никто не имеет имён кроме Колобка: дед, баба, заяц медведь, волк, лиса. Так сказка легче запоминается и пересказывается,  что важно было для устного народного творчества. Каждый из персонажей обладает понятными чертами. Наиболее яркие герои - это Лиса и Колобок. Первая - хитрая, находчивая и, конечно, голодная. Второй – наивный, самоуверенный и глупый.

Сказка короткая, читается очень легко. Простая и доступная для малышей. История эта поучительная. Напоминает детям, что нельзя убегать от родителей и общаться с незнакомыми. Нельзя всем доверять. Однако в сказке есть и курьёзы. Например, Колобок был грязный после прогулки по лесу, это не упоминается в тексте, а ведь еду с земли есть нельзя. Кроме того странная форма Колобка, которую испечь в то время было невозможно. Упущен момент оживления Колобка, но всё это совсем не портит произведение.

Главная цель сказки - обучить правилам поведения и безопасности. Несмотря на свой большой возраст история до сих пор актуальна для детей и некоторых взрослых. Несмотря на свои недостатки, не зря это произведение занимает лидирующие позиции в рейтинге сказок и  достойно занимать место на книжной полке в каждом доме!


Комментарии

  1. Очень удобно все расписано по пунктам

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, если на это ориентироваться, то писать рецензию будет проще

      Удалить
  2. Теперь можно смело писать рецензии на всяческие фильмы!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Поделиться с друзьями

Популярные сообщения